Сидоренко О. П., Лагута М. В. Гендерные вариации художественного осмысления концепта «любовь» в современной прозе

  • Статья посвящена изучению гендерных особенностей языковой реализации ассоциативно-семантической структуры концепта «любовь» в индивидуально-авторской языковой картине мира. Гендерный фактор художественного понимания концепта «любовь» обусловлен ментальными представлениями автора как носителя социального пола, актуализируется социальными ролями персонажей. Вербальным выражением гендерных смыслов художественного концепта «любовь» является контекстуальное ассоциативно-семантическое поле, содержание и структура которого свидетельствуют о том, что в лексико-семантическом плане гендерные вариации концептуальных смыслов любви в произведениях Роздобудько и Винничука не имеют яркого выражения. Художественная речь данных авторов одинаково богата выразительными средствами, а гендерный фактор проявляется преимущественно в идейно-тематическом плане, нежели в лингвостилистическом. Проанализированному художественному дискурсу присуще конструирование гендерных ценностей: в нем отражаются социокультурные стереотипы и одновременно выстраиваются новые гендерные образы – подчеркивается интеллектуальная составляющая эмоций и чувств женщины, а мужской страсти приписывается нежность и преданность.
  • гендерная лингвистика, художественный концепт, ассоциативно-семантическое поле, концептуальный анализ.
  • Загрузить полную версию