Бондаренко Е. Е. Номинативные односоставные предложения в речи печатных масс-медиа: функциональный, коммуникативный и семантический аспекты

  • В статье систематизированы взгляды ученых на корреляцию логико-синтаксических типов семантики, способов выражения предикативности и коммуникативной природы номинативных предложений. Доказано, что номинативные предложения с бытийной семантикой, главный член которых выражен существительным, субстантивированными словами и количественно-именными словосочетаниями, по формально-грамматическим и структурно-семантическим признакам являются односоставными, а по логико-психологической структуре высказывания – двучленными, в которых субъект и предикат синкретично представлены одним главным членом; наличие детерминантных распространителей, которые объясняют бытийное значение главного члена, не меняет общей коммуникативной схемы предложения, а определяет специфику его тема-рематического членения. Коммуникативно-прагматические функции номинативных предложений в текстах печатных СМИ обусловлены спецификой контекстуальной реализации семантики бытия, экспрессивно-оценочной модальности, коммуникативными интенциями говорящего.
  • номинативное предложение, бытийное предложение, бытийность, номинативность, предикативность, коммуникативная прагматика.
  • Загрузить полную версию