Жиленко И. Р.Мифологические мотивы и образы-архетипы матери в произведениях малой прозы межвоенного периода

  • Исследуются мифологические мотивы и архетипы матери в диалоге малой прозы украинских и русских писателей-эмигрантов межвоенного периода. Опираясь на учение К. Юнга об архетипах, доказывается, что архетип Великой Матери, который остается на протяжении веков неизменным, порождает образы и сюжеты в произведениях. В привлеченных для рассмотрения рассказах и новеллах определяются различные мифологические мотивы: мести, прошение милостыни, слепой материнской любви, Ниобеи (матери-страдалицы), Аты (подмены ребенка), Ананке (роковой встречи), Иуды (матери-предательницы), Фурии (материнского проклятия и мести), маски (защитной оболочки), чужого (неузнавания собственного ребенка), манкуртизма (забвение), Мнемозины (воспоминания), блудного сына.
    Подчеркивается, что мотивы со временем видоизменяются, теряют и приобретают новые детали, проявляя себя в новом смысле, поскольку часто сочетаются, составляя «зерно сюжета» (А. Веселовский). Художественные парадигмы украинских и русских писателей в изображении основных архетипов и мотивов материнской тематики являются типологически сходными и во многих случаях переплетаются.
    Хотя материнский образ-архетип является амбивалентным, все же в произведениях малой прозы доминантным является положительный образ матери. Основу для него составляет архетип Великой Матери, который играл ведущую роль в произведениях И. Шмелева, Л. Верховинки, И. Гаврилюка, Тэффи, В. Самчука, В. Софронова-Левицкого, Б. Лепкого. Мать-хранительница, часто забывая о собственной жизни, идет на все ради счастья ребенка, поэтому общим почти для всех анализируемых произведений есть мотив жертвенности.
  • мифологические мотивы, К. Юнг, архетипы, Великая Мать, жертвенность.
  • Загрузить полную версию